Поездка в Болдино и Львовку (27.09.2014 г.)

27 сентября 2014 года, в субботу, около 8 часов утра мы (я, Сергей Индубаев, Света, Наташа и Лена) выехали на Серёгиной «Пятнашке» из Чебоксар (с ост. «Ул. Ахазова» в СЗР) по направлению к селу Большое Болдино, где трижды останавливался великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. По Чувашии проехали быстро, а въехав в Нижегородскую область, наткнулись на ремонт дороги (около д. Сучково) и пришлось снизить скорость. Около Воротынца мы свернули на Сергач.

Приехав в Сергач, которому в этом году исполнилось 235 лет, мы поставили машину около магазина и немного прогулялись по городу: сфотографировались около деревянной фигуры медведя с бочкой мёда и посетили красивую белокаменную церковь с синими куполами. Внутри церкви тоже красиво, а перед входом стоит деревянное строение, напоминающее беседку, с колоколами. Был праздник Воздвижения креста, и батюшка в церкви хорошо рассказывал историю этого праздника. Не понравилось только то, что и снаружи, и даже внутри церкви сидели цыганки непонятного вероисповедания, которые «ради Христа» чуть ли не требовали милостыню. Дальше были какие-то симпатичные «купеческие» дома, но мы туда не пошли, а вернулись к машине. Сходили в магазин и поехали дальше.

Дальше было не очень понятно, куда поворачивать, хотя у нас и была карта, распечатанная с Яндекс-карт, и приходилось останавливаться, чтобы спросить дорогу. Проехали через Уразовку, в которой сохранился типичный сельский универмаг, которых было много и в Чувашских селениях.

После 12 часов мы наконец-то приехали в село Большое Болдино. Оставили машину, прошли мимо Дома Советов и памятника Ленину к входу в музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино». Там был указатель к кассе, но на огороженную территорию парка можно было пройти и так, чем мы и воспользовались. Около усадьбы Пушкиных и около памятника А.С. Пушкину, где он сидит на скамье, была большая толпа туристов, поэтому мы решили для начала просто погулять по парку. Стояла чудесная погода, просто замечательная – настоящая золотая осень! Было тепло, солнышко радостно сияло в небе, и практически все деревья были с золотой листвой. Это был последний погожий денёк и самый лучший день для путешествия в Болдинскую осень! Мы посмотрели на усадьбу и на недавно воссозданные каретник, в котором стояли сани и фаэтон, конюшню и амбары. Потом мы полюбовались зеркальной гладью пруда, прошлись по саду, попробовали яблочки с многочисленных яблонь и присели возле одной из них на пикник. Отметили приезд на Нижегородскую землю вкусным нижегородским шампанским, поели бутерброды с чаем (только Наташа ничего не пила и не ела). Затем в ещё более приподнятом настроении мы пошли гулять по парку, шурша золотыми листьями. Сфотографировались около очень толстой двухсотлетней ветлы, «помнившей» Александра Сергеевича Пушкина. Прошлись по современному деревянному мостику, Света сделала большой красивый венок из опавших кленовых листьев. Поднялись по небольшой деревянной лестнице к красивой старой деревянной церкви (насколько я понял, во времена Пушкина её там не было). Оттуда (с вершины холма) открывается замечательный вид на просторы Болдинских окрестностей.

Вернулись к прудам, посмотрели беседки и вотчинную контору, в которой останавливался Пушкин в свой последний приезд в Болдино (в 1834 году). В одной комнате вотчинной конторы принимали с крестьян оброк (там находятся стол со счётами, весы, различные меры для сыпучих продуктов), а в другой, жилой комнате, воссоздана обстановка, в которой жил Александр Сергеевич и где он написал «Сказку о золотом петушке» (в тот приезд он, в основном, занимался хозяйственными делами и написал только эту сказку). В вотчинной конторе нам удалось послушать экскурсовода, – это, конечно, лучше, чем просто смотреть на предметы быта.

В 3 часа дня мы наконец-то решили посетить и саму усадьбу (количество туристов уменьшилось), и мы с Наташей отправились искать кассу (а остальные остались около усадьбы). Мы быстро прошли мимо церкви Успения Богородицы, массивного белого памятника А.С. Пушкину и различных памятных знаков, нашли кассу. Пока стояли в длинной очереди, мы с Наташей по очереди сходили посмотреть на экспозиции с сюжетами сказок А.С. Пушкина в домах священников. Вскоре прибежал Сергей и сказал, что они решили не посещать усадьбу, а просто погулять (он был там когда-то). А потом и Наташа отказалась идти, вот что делают с людьми длинные очереди… В итоге я остался у кассы один. Билеты с экскурсиями за 160 рублей уже не продавали. Вообще, лучше брать такие билеты сразу по приезду, чтобы вместе с экскурсоводом посетить усадьбу и все остальные значимые места на территории музея-заповедника, а уже потом просто гулять по парку или съездить в Львовку. Когда мы обсуждали поездку с Сергеем, мы так и планировали, но у нас вышло иначе. Я всё-таки взял обычный билет (за 100 рублей) и купил сувениры (магнитик, белое гусиное перо-ручку и книжку с репродукциями картин с видами Болдина). По дороге к усадьбе я заглянул в Успенскую церковь, построенную дедом А.С. Пушкина, чтобы потом не задерживать ребят.

Когда я пришёл к усадьбе, там стояло довольно много людей с индивидуальными билетами, и нас всех организовали в экскурсию с гидом. Экскурсия мне понравилась: женщина водила нас по комнатам старого дома, профессионально рассказывала о различных предметах быта, о старинном дворянском роде Пушкиных и о пребывании здесь Александра Сергеевича, который написал в этом доме очень много поэтических и прозаических произведений. С бытовой точки зрения мне понравилась организация отопления в этом деревянном доме: печи там стояли только в большой комнате (гостиной), а остальные комнаты обогревались через стену. Александр Пушкин во время своих приездов в Болдино в 1830 и 1833 годах останавливался в одной из угловых комнат, и диван, на котором он спал, располагался со стороны печи (он нарисовал обстановку своей комнаты, поэтому она воссоздана максимально достоверно).

Пока я был в усадьбе, Серёга и девчонки посетили Успенскую церковь, дома священников, сувенирные лавки и пр. Когда я вышел из усадьбы, меня все уже ожидали с расспросами. Как мог, рассказал им о том, что узнал и увидел в старом доме. Потом мы все вместе осмотрели большую баню, которую недавно воссоздали на прежнем месте. После этого я сфотографировался на фоне усадьбы и на фоне памятника А.С. Пушкину, сидящему на скамье (там никого уже не было), и мы вышли с огороженной территории музея-заповедника.

Было уже 4 часа дня, музей в Львовке был уже закрыт, хотелось нормально поесть, и мы пошли искать какое-нибудь кафе. Пошли пешком вдоль улицы, спрашивая прохожих. Вскоре нашли небольшое кафе, где подавали недорогие блюда, приготовленные заранее, но у них почему-то отключили воду, и они не обслуживали. Тем не менее, люди там стояли у барной стойки и надеялись, что их когда-нибудь накормят. А мы пошли искать дальше, тем более, что Наташа читала в интернете про какое-то приличное кафе или ресторан. Вскоре увидели кофейню, но она была закрыта, хотя, судя по часам работы, должна была работать. Потом нашли и приличный ресторан, но он был закрыт на спецобслуживание (там проходила свадьба, суббота всё-таки). Мы пошли обратно к машине, а по дороге зашли в то же недорогое кафе. Воды там по-прежнему не было, как нам сказали, но начали разносить еду. Народу было по-прежнему много, всё делалось очень медленно, девчонкам там не понравилось, и мы решили поискать кафе в Сергаче, по дороге домой.

Было ещё светло, и я уговорил ребят посетить ещё село Львовку, посмотреть на усадьбу старшего сына А.С. Пушкина (Александра Александровича Пушкина) и на другие достопримечательности, пусть и закрытые. Мы проехали мимо рощи Лучинник (в 3-х км. от Болдино), куда Александр Сергеевич любил ездить верхом. Вскоре мы приехали в село Львовку (в 8-ми км. от Болдино). Село сейчас заброшено, видно всего несколько домой, чем оно разительно отличается от довольно развитого села Болдина (потом мы увидели за бывшей церковно-приходской школой ещё несколько домов, но всё же Львовка сейчас – село небольшое, а при А.С. Пушкине здесь вообще были выселки). Поставили машину на стоянку и пошли к усадьбе А.А. Пушкина – двухэтажному дому, построенному в середине 19-го века. В этом здании теперь размещается музей, посвящённый героям «повестей Белкина», написанных А.С. Пушкиным в Болдино. Этот музей, говорят, интересный, но он работает только до 16 часов (соответственно, он был уже закрыт). Входной билет без экскурсии стоит 100 рублей, а с экскурсией – 270 рублей, но, как пишут в отзывах, лучше брать с экскурсией, а то экспозиции не очень понятны. Мы прогулялись по парку с золотой листвой, посмотрели на красивую классическую провинциальную усадьбу помещика 19-го века, сфотографировались. Дошли до красивой деревянной церкви, а затем и до деревянной церковно-приходской школы, которые были построены в 1905 году на средства сына А.С. Пушкина. Рядом со зданием бывшей школы находится небольшой пруд, где плавают красивые утки и селезни. В общем, место красивое, не зря приехали.

Вернулись к машине и поехали в Сергач. Там мы надеялись наконец-то нормально поесть, но и в ресторане, и в хорошем кафе, которые мы там нашли, проводились свадьбы, и они были закрыты на спецобслуживание. Да, суббота для таких поездок не очень подходит, надо было взять с собой еды побольше… Пришлось ехать голодными дальше. Вскоре совсем стемнело. По дороге я начал сочинять стихотворение про Болдинскую осень. Около Воротынца мы свернули на трассу М7. На трассе были придорожные кафе, но мы решили там не останавливаться, а ехать до Чебоксар.

В Чебоксары (в СЗР) мы приехали только около 10 часов вечера (к этому времени я успел сочинить 3 четверостишия). Лена и Наташа пошли домой, а я поехал с Сергеем и Светой в «Парус», покушать (я решил, что лучше поесть нормально и переночевать у них, а не добираться голодным до Новочебоксарска, на ночь глядя). К нашему счастью, «Парус» работал до 23 часов, и мы смогли сытно поесть. Потом мы зашли в магазин и поехали к Сергею домой. Посидели до часа ночи (общались и смотрели «Миллионер из трущоб» про Индию, где я был полгода назад), а потом пошли спать.

Утром, 28 сентября, я поехал домой, к отцу (сначала на троллейбусе, а затем на маршрутке), по дороге продолжая сочинять стихотворение о поездке в Болдино. Закончил я его дома, в тот же день, пока был заполнен впечатлениями от этой замечательной поездки.

Запись опубликована в рубрике Мои путевые заметки, Россия с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.