Поездка по городам Волжской Булгарии: Казань, Биляр, Сувар, Булгар (10-11.09.2011 г.)

Мы идём к Малому минарету и Ханской усыпальнице в Булгаре, несмотря на сильный дождь и ветер (11.09.2011, фото Дмитрия Мадурова)9 сентября 2011 года я приехал из командировки (г. Волхов, Ленинградская область), а уже на следующий день у нас с Ириной была запланирована поездка по городам Волжской Булгарии (Казань, Булгар, Сувар, Биляр), с переводчиками и преподавателями из фирмы «Язык для успеха» и эсперантистами. Целью нашей поездки было узнать побольше об истории булгаро-суварского народа, предков чувашей (см. также мою поэму об этой поездке – «По следам чувашских предков»). Вечером мы собрали родственников (папа, брат с женой и родители Ирины, которые приехали из Казани, чтобы посидеть с Владленом во время нашей поездки). Посидели, отметили нашу деревянную свадьбу (5 лет совместной жизни), я наконец-то попробовал турецкую ракию, которую мы купили в Турции (в аэропорту Антальи, в «Duty Free»).

В субботу, 10 сентября, мы встали пораньше, собрались, позавтракали и после 7 ч. вышли из дома. Два троллейбуса проехали, пока мы шли к остановке, пришлось ехать стоя в «Газели» до конца Новочебоксарска. Полвосьмого мы были на последней остановке, как и договаривались. Минут через 5-10 приехал микроавтобус из Чебоксар, мы с женой сели вперёд, к водителю. Когда переезжали по ГЭС Волгу, Дмитрий Мадуров, археолог и скульптор, знаток истории чувашско-суварского народа, который проводил для нас экскурсию, рассказал, что безлесные участки суши рядом с рекой издавна использовались для разведения больших сигнальных костров, предупреждающих о появлении врага, такие места у чувашей назывались Сундырь. По дороге в Казань он рассказывал свою теорию о происхождении разных народов, историю человечества, начиная от неандертальцев и кроманьонцев.

Наша группа под дождём перед Кремлём в Казани (10.09.2011, фото Дмитрия Мадурова)Часа через два мы приехали в Казань. Остановились недалеко от Кремля, и пошли в белокаменный казанский Кремль. На удивление, многие ещё там не были, хотя почти все живут сравнительно рядом (за исключением Ханы из Германии, но и она уже почти год жила в Чебоксарах и уже довольно хорошо говорила по-русски). Накрапывал дождь. На входе в Кремль нам сказали, что если мы с группой и с экскурсоводом, то надо платить, но Дима сказал им, что он не экскурсовод, просто ведёт нас в музей минералов (в принципе, так оно и было, правда, в этот музей мы так и не зашли).

Мечеть Кул-Шариф, г. Казань (10.09.2011 г., фото Никиты)Для начала мы зашли в Кул-Шариф, большую соборную мечеть, восстановленную лет 10 назад. Прошли через металлоискатель, одели бахилы (вообще-то в мечети обувь надо снимать, но для туристов достаточно и бахил), девушки ещё одели платки и длинные юбки, которые лежали у входа. Поднялись наверх, посмотрели сверху главный молельный зал, там как раз были жених и невеста в мусульманском одеянии. Мечеть всем понравилась, красиво внутри, торжественно. Под потолком написаны арабскими буквами многочисленные имена Аллаха. Затем мы спустились в музей ислама (вход в мечеть – бесплатный, а в музей – 50 рублей). Там, глядя на экспонаты, мы слушали рассказ Димы о расцвете науки в первые века распространения ислама, об истории ислама. Я всё снимал на видеокамеру (платить за съёмку не просили).

Я (Сергей Тихонов), Сергей Индубаев и булгарский воин (в музее), г. Казань (10.09.2011 г., фото Ирины Тихоновой)Когда вышли из мечети, дождь усилился, и мы даже не сфотографировались на её фоне. Пошли к наклонной Башне Сююмбике. За ней был вход в дворик исторического музея, где стояли древние могильные плиты и их реконструкции из бетона с руническими надписями. Зашли в музей (билеты по 50 руб., вроде, а фото- и видеосъёмка – бесплатно). Персонал приветливый, только удивлялись тому, что Дима рассказывал не совсем то, чему их учили, спросили, откуда мы. Потом самая старшая из женщин не выдержала и начала рассказывать традиционную версию происхождения экспонатов, а Дима рассказывал свою версию. Там есть древние каменные фигуры, одеяние и вооружение булгарского воина и золотоордынского военачальника, булгарские вещи, ядра из Кремлёвской стены и много других интересных экспонатов. Ещё нам понравилась модель Кремля со всеми зданиями. Кстати, там хранится и та древняя чешская серебряная монета, благодаря находке которой Казань доказала и в 2005-м году пышно отпраздновала своё тысячелетие (Миллениум), даже построив метро к этому событию (буквально за 2-3 года).

Рядом с музеем нашли хорошую недорогую столовую, пообедали. Прошли мимо большого православного храма (заходить не стали), посмотрели памятник основателям Кремля (там стоят татарин и русский, хотя на самом деле Кремль строили итальянцы, вроде, если я правильно запомнил слова Димы). По дороге к выходу из Кремля увидели свадьбу, где жених и свидетель были в шотландских килтах, напоминающих женские юбки. Спустились к нашему микроавтобусу и поехали дальше.

Дима с Сашей Блиновым решили, что цивильный Булгар, где тоже есть столовая, лучше посетить на следующий день, а сейчас ехать в менее цивильные Биляр (г. Билярск) и Сувар (село Кузнечиху). Дождь всё шёл и шёл… Поехали в Биляр. К счастью, повернули в правильном месте и потом тоже ехали правильно, хотя там толком и указателей нет, и даже с картой можно запутаться. Проехали по длинному мосту в том месте, где Кама впадает в Волгу (или наоборот, потому что Кама здесь шире). Очень большие водные просторы, острова… Через пару часов приехали в небольшой городок Билярск, расположенный недалеко от месторасположения древнего булгарского города Биляр. Там много гусей, раскрашенных краской разных цветов. Шёл сильный дождь. Остановились около пекарни, в магазине при ней Дима взял свежий хлеб и пиво, чтобы совершить потом «возлияние» на Керемети (над святым источником). Рядом с пекарней расположен музей, только обычно он закрыт, как сказал Дима. Подъехали к музею, он оказался открыт (билеты по 50 руб., вроде, фото- и видеосъёмка – платные). Я не стал платить за видеосъёмку 100 рублей, поэтому снимал мало, по той же причине мы почти не фотографировали. Музейные работники сначала ругались, не разрешая Диме рассказывать нам про экспонаты, навязывая своего платного экскурсовода, но потом подошли и извинились. В этом музее есть древние каменные и булгарские железные вещи, старинный ткацкий станок, различные татарские одежды, утварь и пр. Во дворе музея по дороге в туалет (типа сортир), стоит небольшой домик со стеклянной стенкой, в котором расположен каменный саркофаг с какими-то надписями, явно древний.

Дом феодала в Биляре - остатки двухэтажного кирпичного дома с центральным (подпольным) отоплением, X - нач. XIII вв. (10.09.2011, фото Ирины Тихоновой)Потом мы поехали к остаткам булгарского городища Биляр. Дождь на время прекратился и мы смогли там спокойно прогуляться, поискать булгарскую керамику (нашли немало осколков сосудов, особенно Сергей Индубаев отличился). Из остатков зданий там остались только «дом феодала» (нижняя часть двухэтажного кирпичного дома с центральным (подпольным) отоплением, 10 — нач. 13 вв.) и соборная мечеть Остатки Соборной мечети в Биляре, X в. (10.09.2011, фото Ирины Тихоновой)(нижняя часть длинных стен и множества широких колонн из камней, 10 — нач. 13 вв.). Рядом с остатками мечети врыты в землю какие-то трубы, видимо, обозначающие, что в этих местах раньше тоже были какие-нибудь колонны. Когда мы собирались уезжать, подъехал большой туристический автобус с туристами из Казани и их экскурсоводом. Значит, не мы одни туда добрались, по крайней мере из Казани туда туристы ездят. 🙂 Думаю, в основном, из-за святого источника, бьющего недалеко от Билярска, с хорошей туристической инфраструктурой.

Поехали мы к этому источнику. Выехали из Билярска с другой стороны (на обоих въездах-выездах стоят «сторожевые» деревянные башенки «под старину» по обеим сторонам дороги). Поставили микроавтобус на стоянку и пошли к источнику. На входе в парк стоят большие красивые кирпичные ворота. Перед входом продают различные сувениры, мы взяли там магнитик с Билярским источником. Прошли через ворота и пошли вглубь парка. Вдоль дороги растут сосны, приятно пахнет хвоей. Я (Сергей Тихонов), набираю воду в святом ключе, около г. Билярск (10.09.2011, фото Ирины Тихоновой)С другой стороны дороги, внизу, размещено много «мест для приёма пищи» – железных беседок разных размеров, со столами и скамьями. В некоторых из них отдыхали люди. Подальше было «место для жертвоприношения» («забой скота» стоит всего 50 рублей, судя по «прайсу» на фанерном щите, аренда беседок там тоже недорогая). Мы пришли не для этого, а потому сразу прошли к источнику, бьющему из четырёх «кранов» внутри красивого кирпичного здания.Я, Сергей Тихонов, около святого ключа в Билярске (10.09.2011, фото Ирины Тихоновой) Вода в меру холодная и вкусная, я набрал «полторашку». Сполоснулись, попили и пошли вверх по железной лестнице. Лестница там очень длинная, а вдоль неё практически на всех деревьях обмотаны ленточки. Как написано на камне у подножия лестницы, здесь с глубокой древности люди поклонялись духам предков Ленточки около святого ключа в Билярске (10.09.2011, фото Ирины Тихоновой(по-чувашски такие места называются Кереметь, они обычно располагаются на лесистой «горе», расположенной над источником, – видно, что у булгар и сувар было также). Судя по огромному количеству ленточек на деревьях, в настоящее время многие продолжают соблюдать древние языческие обряды этнической религии сувар и булгар.Ритуальный столб, установленный Мадуровыми на месте древней Киремети выше святого ключа в Билярске (10.09.2011, фото Дмитрия Мадурова) Выше середины горы раньше росло священное дерево, недавно оно окончательно погибло, и рядом с его корнями установлен ритуальный деревянный столб, обвязанный «деревенским» полотенцем, причём сделал и установил его наш гид, Дмитрий Мадуров, со своим отцом. Вокруг это места сейчас установлены металлические скамейки. Дима рассказал много интересного о древней религии чувашей, показал, как они держали руки, когда молились (отлично от всех других тюркских народов), совершил «возлияние» пивом и хлебом: соединил ладони в области живота, мысленно обратился к духам предков, подошёл к столбу, плеснул под него из кружки немного пива и бросил немного хлеба, выпил и съел остальное, отошёл. Вслед за ним Ольга Цой и я также совершили «возлияние», остальные не стали. Главное, как сказал Дима, при обращении к предкам нужно просить что-то не для себя лично, а для всего народа, всех людей.

Место, где был расположен "Девичий городок", около г. Билярск (10.09.2011 г., фото Ирины Тихоновой)Поднявшись выше, мы дошли до небольшого островка земли, со всех сторон окружённого глубокими рвами (сейчас через них переброшены металлические мостики). Это место называется «Девичий городок». По этому поводу есть татарская легенда, что здесь был небольшой городок (крепость), в котором жили 40 девушек, которые долго сдерживали наступление врага. Чёрные камни, установленные недавно выше святого ключа в Билярске (10.09.2011, фото Никиты)На самом верху сейчас установлены большие чёрные камни, окружённые колоннами, под крышей. Говорят, что это обыкновенные камни, покрашенные чёрной краской, установленные здесь недавно, и никакой духовной сущности они не имеют. Тем не менее некоторые татары устраивают вокруг этих камней обрядовые хороводы. Рядом с этим местом на деревьях повязано очень большое количество ленточек, неподалёку лежит какая-то каменная плита. Дальше начинается поле.

Мы спустились вниз, обратно к источнику. Набрали ещё раз воды (ту воду уже выпили), сполоснулись и пошли на выход из этого древнего красивого места, к нашему микроавтобусу. Около ворот мы посетили синие треугольные домики – это такие туалеты типа сортир, вполне неплохие, только там запах соответствующий и довольно устойчивый. 🙂

Вечерело. Мы поехали в село Кузнечиха, расположенное недалеко от остатков древнего суварского города Сувар. По дороге Диме несколько раз звонили оттуда, спрашивали, где мы. Нас там ждали, готовились, напекли пирогов. Оказалось, что некоторые местные жители решили начать туристический бизнес, и мы были их первыми гостями. Они сделали за 2 недели ремонт в доме, где они раньше жили, принесли (из бывшей больницы, наверное) и установили там полтора десятка железных кроватей в трёх комнатах, столы и скамьи на большой кухне. Напекли пирогов в своей пекарне. А в сельском клубе (бывшей больнице) для нас даже организовали концерт художественной самодеятельности с песнями и танцами!

Приехали мы туда ближе к 7 часам вечера (чуть не проехали поворот, так как там нет указателей). На развилке нас встретила директор местного музея Нинель Масгутовна и показала дорогу к «гостинице». Там нас радушно встретили хлебом-солью, причём каравай был испечён буквально только что, специально для нас. Каждый из нашей группы отведал кусочек каравая с солью, и мы прошли в дом. Не скажу, что там мы увидели флористическое оформление банкетного зала, но кухня-столовая там достаточно большая, стены украшены красивыми картинами, написанными или выжженными гостеприимной хозяйкой этого дома. А главное, там нас ждал длинный стол с различными пирогами! Кроме того, нам подали вегетарианский суп (им сказали, что среди нас будет много вегетарианцев, хотя был только один – Саша Блинов), потом обычный суп, а потом ещё второе с котлетой. В общем, объелись. 🙂 Пироги были вкусными, всем понравились, особенно с яблоками.

Участники концерта, с. Кузнечиха (10.09.2011 г., фото Дмитрия Мадурова)В восемь мы сели в микроавтобус и поехали в другую часть села (за рекой), на концерт. Около входа в клуб стояла местная молодёжь. Когда мы зашли в клуб, открыли дверь довольно большого зала, и мы расселись на первые ряды стульев (местные сели подальше от сцены). Вскоре началась концертная программа на тему «Музыка», подготовленная местными талантами. Женщина пела песни на свои стихи (на русском), юная девушка пела красивые песни о любви на татарском языке, девушки танцевали различные танцы (первый танец – с парнями). В общем, хоть это была и самодеятельность, но вполне профессиональная, а главное – искренняя, от души! Кому-то больше понравились песни на русском, кому-то – на татарском (у этой школьницы-старшеклассницы даже появились фанатки среди нас :-)), кому-то – танцы, но в целом концерт понравился всем. После концерта мы остались на сельскую дискотеку, организованную в холле клуба. Местные почти не танцевали, зато мы оторвались по полной, вспомнили молодость! 🙂 Правда, недолго.

Потом мы на микроавтобусе вернулись в «гостиницу». Банька была ещё теплой (её затопили к нашему приезду), сначала сходили девчонки, а потом я и Дима. Банька просторная, с каменной печкой, влажная. Веников не было, но пара было достаточно. В доме («гостинице») мы пили вино и пиво, пели песни под гитару (Серёга Индубаев умудрялся играть на 4-х оставшихся струнах так, что многие и не замечали отсутствие струн), общались, слушали интересные истории Димы про китайцев, живущих в Москве, раскопки в Дагестане и Сирии, в которых он участвовал (там в разное время жили сувары (савиры), предки чувашей, до переселения на Волгу). Ближе к полуночи легли спать (в тесноте, да не в обиде, как говорится).

Булгарская керамика, найденная в Суваре, в музее Кузнечихи (11.09.2011, фото Ирины Тихоновой)Утром мы встали в 7, позавтракали остатками пирогов и поехали в местный археологический музей, посвящённый Сувару и булгарской культуре (билет стоит то ли 30, то ли 50 рублей, а снимать можно бесплатно). Музей представляет собой одну не очень большую комнату, но там довольно много предметов булгарского быта (сосуды, напрясла, серпы, косы, топоры, украшения и др.) и предметов из других стран того времени, найденных при раскопках Суварского городища и соседнего селища. А главное, все эти предметы хорошо отсортированы по разделам, так что можно представить, как жили древние булгары и сувары (правда, Дима всё равно нашёл некоторые несоответствия и подсказал, что куда нужно переложить). Директор музея, Нинель Масгутовна – без сомнения, очень увлечена историей родного края, всю жизнь отдала Сувару и Волжской (Серебряной) Булгарии. Она оказалась из рода известного татарского исследователя Марджани и, сама того не ожидая, продолжила его дело. Она показала нам своё генеалогическое древо, такое «широкое» и «глубокое», что можно только позавидовать. Посмотрев экспозицию, мы купили сувениры, написали отзывы (я написал про концерт) и пошли смотреть большую церковь, расположенную рядом с музеем. Церковь красивая, несмотря на заброшенное состояние. Говорят, что она была построена на деньги известного театрального режиссёра Немировича-Данченко, у которого в этих местах было имение.

Дмитрий Мадуров на месте древнего булгарского городища Сувар (10.09.2011, с фотоаппарата Дмитрия Мадурова)Затем мы сели в микроавтобус и поехали в поле, на место средневекового города Сувар (9-13 вв.). Нинель Масгутовна поехала с нами, показывать свои «владения». 🙂 Точнее, это теперь владения музея-заповедника «Сувар», входящего в состав Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. На этих землях теперь даже сеять что-либо запрещено, а ведь это — чернозём! Подъехать к валам и рвам городища нам не удалось, после дождей просёлочную дорогу развезло. Пришлось идти пешком, довольно далеко, ладно хоть дождя не было. Прямо на дороге видны мелкие осколки булгарской керамики. Валы и рвы действительно впечатляют! Не столько своей высотой, сколько протяжённостью. Побродив по валам и рвам с одной стороны бывшего города, мы пошли к микроавтобусу прямо через поле и наткнулись на валы и рвы с другой его стороны. Древние валы и рвы, оставшиеся от Сувара (11.09.2011, фото Дмитрия Мадурова)Там вообще проходит два-три ряда высоких валов, перемежающихся глубокими рвами. И пришлось нам, как раньше монголо-татарам, преодолевать эти валы и рвы, чтобы добраться до микроавтобуса. 🙂 Дальше мы вновь шли через поле, на котором возвышались стога сена, на одном из них я даже немного повалялся. По дороге ребята опять собирали средневековую керамику, нашли немало довольно больших осколков различных сосудов. Когда мы уже подходили к микроавтобусу, вновь начался дождь. Потом мы поехали в Булгар, по дороге завезли Нинель Масгутовну в Кузнечиху, к музею.

Въехав в город Болгар, мы решили сначала пообедать. Нам посоветовали поесть в новой столовой (кафе), расположенной недалеко от старой, но там было спецобслуживание. Поели в старой столовой. В принципе, неплохо и недорого, только обслуживали очень долго. Мы с Серёгой Индубаевым взяли по Челнинскому пиву «За ВДВ!», а Анна взяла водочки, «для сугреву» (всё время шёл дождь, было прохладно). Поев, поехали к месту древнего городища Булгар. Чёрная Палата 14-го века в Булгаре (11.09.2011, фото Дмитрия Мадурова)Не доехав до официального входа на территорию музея-заповедника, где находится касса, мы свернули направо, к Чёрной палате, чтобы потом не идти под дождём пешком. Булгарское здание середины 14-го века, с круглой крышей – не очень-то тёмное, но раньше, видимо, оно было чёрным, возможно, из-за пожара. Внутри пусто, смотреть особо нечего, но видно, что стены сложены очень давно. Под крышей в одном месте есть интересный архитектурный элемент из Средней Азии, в виде сотов больших ос, обитающих там (Дима находил подобные элементы при раскопках в Сирии). Поблизости расположены остатки Белой палаты – здания 14-го века с центральным подпольным отоплением, предположительно, древней восточной бани (типа турецкой бани – хамам, которую мы с Ириной недавно посещали в Турции). Мы взобрались на остатки стен и пошли было к остаткам печи, но тут начался совсем уже сильный дождь с ветром, который прогнал нас оттуда… Что ж, поехали дальше.

Малый минорет и Ханская усыпальница в Булгаре (11.09.2011, фото Дмитрия Мадурова)Подъехали к комплексу средневековых сооружений. Впереди стоит какая-то современная плита-скульптура, но мы из-за дождя к ней не подошли, сразу пошли дальше, к Малому минарету и Ханской усыпальнице. Ханская усыпальница представляет собой квадратное здание начала 14-го века с круглой крышей. Внутри неё находятся средневековые могильные плиты с надписями на арабском языке. Судя по всему, здесь хоронили ханов Золотой орды. Узкая винтовая лестница в Малом минарете (14 век), около г. Болгар (11.09.2011 г., фото Дмитрия Мадурова)Малый минарет – довольно высокая узкая башня 14-го века, с которой когда-то давно созывали на молитвы правоверных мусульман. Минарет оказался открытым. Сразу за дверным проёмом, украшенным красивым орнаментом, начинается узкая крутая винтовая лестница. Мы пошли по ней вверх вереницей, друг за другом. Пока мы поднимались, первые уже спускались назад. Лестница очень узкая, разминуться было возможно только боком. Поднявшись наверх, мы подошли к оконному проёму, из которого, видимо, и кричал имам, созывая на молитву. Сфотографировавшись на память, мы, также по очереди, осторожно спустились вниз.

Вскоре мы подошли к месту недавних раскопок с великолепным видом на Волгу. Там буквально недавно откопали фундамент довольно большого средневекового здания, возможно, мечети. Отвалы от бульдозера были довольно свежими, и в них явно ещё никто не успел «покопаться». Дождь на время затих, и многие из нас приступили к поиску древних булгарских вещей в этих отвалах. Мы с Ириной ничего достойного внимания не увидели, только осколки кирпичей и старые кости, а вот некоторым из нашей группы повезло: Анна нашла две булгарские бусины, а Сергей Индубаев – костяной кружок, очень ровный и круглый (предположительно, фигурка из древней булгарской игры, наподобие шахмат). Дмитрий сказал, что подобные бусины в местном музее уже есть (и действительно, потом мы увидели такую бусину в музее), поэтому их можно оставить себе, а вот такой фигурки в музее нет, поэтому её нужно передать в музей Булгара, и сразу забрал её у Сергея. Вскоре снова пошёл дождь, и мы двинулись к Успенской церкви – православному собору 18-го века с зелёной крышей. Оказывается, в здании собора размещается местный археологический музей. На входе нас ожидало неожиданное препятствие: нас не могли пустить в музей без билетов (билет стоит 60 рублей), но и не могли и продать нам эти билеты, так как касса расположена на входе в заповедник, а мы подошли с другой стороны. Идти под дождём к кассе всей толпой нам не хотелось… А «если гора не идёт к Магомету», то Магомету приходится самому идти к горе. :). И вскоре кассирша сама пришла в музей и продала нам билеты, после чего нас наконец-то пропустили к экспозициям. Фото- и видеосъёмка там платные, задерживаться на входе, чтобы заплатить ещё и за это, мы не стали (за билеты заплатил Саша Блинов, а мы потом ему отдавали деньги), поэтому снимали мало. Залов там много, экспозиции богатые, есть, на что посмотреть. Там много древних булгарских предметов, есть даже скелет из древнего булгарского захоронения и остатки глиняного водопровода. Среди предметов мы увидели и костяные фигурки для древней игры, такой фигурки, которую нашёл Сергей, среди них действительно не было.

Православный собор и остатки Соборной мечети в Булгаре (11.09.2011, фото Дмитрия Мадурова)Рядом с храмом-музеем находятся Большой минарет 13-го века, восстановленный в 2000-м году, и остатки Соборной мечети 13-го века, которую собираются скоро восстановить (говорят, на восстановление Булгара выделена большая сумма денег). Поблизости также расположены Северный мавзолей и Восточный мавзолей (памятники булгарской архитектуры 14-го века, являлись семейными усыпальницами булгарских знатных родов). Входы в них закрыты, поэтому мы к ним близко не подходили. К тому же дождь мешал и пора было уже ехать домой. Жаль, что на самый сохранившийся и частично восстановленный город бывшей Волжской Булгарии у нас осталось так мало времени… Поодаль недавно была построена довольно большая мечеть, мы к ней тоже подходить не стали.

Сергей и Ирина Тихоновы на фоне скульптуры Дмитрия Мадурова около Волги в Булгаре (11.09.2011, фото Дмитрия Мадурова)Мы вышли из Булгарского заповедника через основной вход (мимо кассы) и пошли к скульптуре Дмитрия Мадурова, установленной над берегом Волги (сейчас перед ней установлен строительный собор и, если не знаешь, где она находится, то не увидишь). Шёл дождь, дул сильный ветер, поэтому мы быстро посмотрели на творение Димы, сели в сухой и тёплый микроавтобус и поехали домой.

До Казани добрались довольно быстро, но был уже вечер. Решили ехать не через центр, где возможны «пробки», а по кольцевой. Долго до неё добирались, спрашивая по пути дорогу (указатели установлены редко, через большие расстояния). Многие уже сомневались, что мы правильно едем, но мы с Ириной ехали впереди и видели, что едем мы, в общем-то, в правильном направлении. Зато когда мы добрались до объездной дороги, мы поехали быстро. По дороге заехали в кафе при заправке, попили кофейку с пирожками. Где-то в 9 часов вечера мы с Ириной вышли в Новочебоксарске, а остальные поехали в Чебоксары. Вскоре мы были дома (тёща с дочкой уже спали).

Запись опубликована в рубрике Мои путевые заметки, Поездки, путешествия, Россия, фото, где есть я, фото, снятые мной с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Поездка по городам Волжской Булгарии: Казань, Биляр, Сувар, Булгар (10-11.09.2011 г.)»

  1. Дамир Галимзянов говорит:

    прошу писать про суар

  2. Дамир Галимзянов говорит:

    Суар

  3. Сергей Тихонов говорит:

    Дамир, Вы имеете в виду древний город Сувар и просите называть его «Суар»?
    Возможно, оба названия правильны (разные народы называли город по-разному).
    Но название города Сувар — более традиционное и распространённое.
    Вот цитата с главной страницы сайта музея «Сувар» (http://suvar.net/):
    «Жители Сувара, которые очень любили свой город и восхищавшиеся его красотой, называли его Шэмсуар, что в переводе означает «красотой подобный Солнцу — лучезарный, как Солнце, Сувар». Или называли его «Нур-Сувар» — Свет-Сувар.»

  4. matrix говорит:

    Недавно написала статью про города Волжской Болгарии. Можете почитать здесь http://www.sunsplashes.ru/index.php?act=findpost&pid=140084 .

Добавить комментарий