Поездка в Великий Новгород (11.08.2011 г.)

Ж/д вокзал и памятник Александру Невскому в Великом Новгороде (фото Сергея Тихонова, 11.08.2011)11 августа 2011 года мне удалось съездить в г. Великий Новгород (до 1999 года — Новгород). Я был в командировке, ехал в г. Волхов, на месяц, продолжать внедрять АСУ ТП строящегося Волховского НПЗ. Давно я хотел попробовать съездить в Великий Новгород, посмотреть на один из древнейших городов России. От Волхова добираться оказалось сложно, — по крайней мере, обернуться туда-обратно за один день точно не получалось. Да и работы в последнее время было много, начался пуск завода, работали без выходных, с восьми утра до восьми вечера. Так что я решил посетить Великий Новгород по дороге в г. Волхов. В этот день за окнами поезда было мрачно, всё небо покрыли тучи, пусть и не очень тёмные. Но я всё же решился и доехал до Великого Новгорода. Железнодорожный вокзал там находится рядом с автовокзалом. Сдал вещи в камеру хранения на автовокзале (там за одну сумку берут всего 20 рублей).

Я (Сергей Тихонов) на фоне Детинца (Кремля) в Великом Новгороде (11.08.2011)Пошёл к Кремлю (от вокзала — прямо), который в Великом Новгороде называют Детинцем. По дороге посмотрел памятник герою Советского Союза Лёне Голикову, здание городской (или областной?) администрации, красивое здание музея с колоннами и памятник Ленину, который находится недалеко от стен Кремля. Зашёл в «ART-Shop», купил рельефный магнит с Новгородом. Прошёл по мостику, через ворота, в Детинец. Подошёл к Вечному огню, он исправно горел. Потом подошёл к музею (заходить не стал, так как у меня было мало времени), а затем — к памятнику «Тысячелетие России». Там мне повезло — я наткнулся на группу туристов с местным экскурсоводом, которая только что начала очень подробный рассказ о памятнике и людях, скульптурно изображённых на нём. Мы обошли памятник по кругу вслед за гидом, слушая истории и узнавая самых известных князей, царей, полководцев, просветителей, поэтов, писателей и художников.

Я (Сергей Тихонов) на фоне Софийского собора в Великом Новгороде (11.08.2011)Затем мы пошли к Софийскому собору, построенному в 1045-1050 годах, самому древнему в России. Кроме того, по словам экскурсовода, недавно обнаружилось, что Софийский собор в Киеве (если интересно, взгляните на бесплатные объявления Киева) — младше на 35-40 лет, чем принято считать, и тогда Новгородский собор получается древнее его. Что интересно, на главном кресте, венчающем центральный золочёный купол, установлена фигура голубя. Мы подошли к Магдебургским вратам, внимательно рассмотрели фигурки, вырезанные на них, и фрески выше ворот. Около этих ворот экскурсовод отогнала женщин, вставших рядом, со словами: «Вы за экскурсию не платили!». Она пыталась ещё отогнать двух девушек-иностранок, но они по-русски не понимали. 🙂 А меня она не прогоняла, — я сошёл за своего, получается. 🙂 Неподалёку расположена колокольня с часами, имеющая интересное название — Часозвоня.

Каменный саркофаг и древние фрески внутри Софийского собора в Великом Новгороде (фото Сергея Тихонова, 11.08.2011)Потом мы зашли в собор, экскурсовод нам всё разъясняла, что где находится. Собор снаружи без украшений, в строгом Византийском стиле, но внутри — весь раскрашен фресками. Правда, большинство из них — достаточно новые, 19-го века. Но нам показали и сохранившиеся фрески 12-го века, и даже 11-го века, которые даже фресками сложно назвать — они нанесены по сухой штукатурке (предположительно, для последующего нанесения мозаики, сейчас они находятся под стеклом), на них изображены святые равноапостольные Византийский император Константин и его мать, царица Елена. Внутри церкви расположены золочёные саркофаги с мощами Новгородских князей и архиепископа, причисленных к лику святых. Старинный каменный саркофаг, обнаруженный нижне нынешнего пола собора, оказался пустым, но над ним сохранились древние фрески. В соборе выстановлена старинная икона Божьей матери «Знамение», но старинной росписи на ней почти не осталось. Я поставил свечку рядом со знаменитой иконой, помолился.

Я (Сергей Тихонов) на фоне Звонницы Софийского собора в Великом Новгороде (11.08.2011)Затем мы прошли к уникальной Звоннице 15-го века. Кстати, в Тихвине тоже есть подобная звонница, но она была построена позже (читал, что где-то в России есть ещё одна «копия» Новгородской звонницы). Рядом с ней стоят старинные колокола разных размеров. Прошли дальше, к выходу из Детинца в сторону реки Волхов. Там расположен неплохой песчаный пляж, но погода была прохладной, и времени у меня было мало, пора было уезжать. В Ярославово Дворище за мостом, на Торговой стороне, я не успел зайти. Решил перед уходом из Детинца сфотографироваться на фоне основных достопримечательностей, даже к башне Кокуй 17-го века успел сбегать. Спасибо всем посетителям Новгородского Кремля, которые меня фотографировали.

Вечером я уже был в Волхове. Всё небо было затянуто чёрными тучами. Когда я дошёл до вокзала, начался очень сильный ливень. Постоял под крышей вокзала, а потом сел на автобус до Волхова-2. Место я вскоре уступил 83-летней старушке, на что один из мужчин удивлённо воскликнул: «Обычно только южные парни уступают место, а тут русский уступил!». 🙂 Минут через сорок я был в гостинице «Отдохни». Поужинал, сходил в сауну, погрелся. Потом посмотрел фотографии с Великого Новгорода, предварительно зарядив фотоаппарат, и лёг спать.

Запись опубликована в рубрике Мои путевые заметки, Поездки, путешествия, Россия с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.